Жизнь замечательного человека, учителя, директора, наставника Михаила Гавриловича Куценко

Учитель, директор, наставник Куценко М.Г.
Обновлено:

Много лет прошло с последнего звонка в средней школе, где я училась, но по-прежнему в памяти остаются учителя, которые нас учили самому светлому и доброму на земле. Когда-то мы обижались на них, что они ставили не те оценки, которые мы хотели. Не понимали, что за допущенные ошибки оценка снижалась, упрямо не верили, что можем ошибаться.

Казалось, что наши ответы идеальны. Вспоминая прошлое, усмехаюсь этим детским обидам. Давали учителям клички или прозвища. Вот дураки были!И только повзрослев стали осознавать, насколько нам повезло учиться у опытных и грамотных педагогов. В наше десятилетнее обучение не было интернета, а только рассказ учителя и скудная школьная библиотека.

Рассказы учителей мы слушали, не отвлекаясь ни на секунду, понимая, что больше нигде эту информацию не найдём. Вопрос о том, кто самый любимый учитель, для нас был сложным, потому что мы не могли определиться с выбором. Любили всех! А в школе в основном работали женщины-педагоги, которые по-матерински многое нам прощали и понимали.

В 1969 году, когда я впервые пошла в школу за знаниями, на сентябрьской линейке у старенькой школы нас приветствовали все ученики школы. Но самым главным событием для нас, первоклассников, было обращение директора школы.

Моя детская память сохранила эпизоды, в которых небольшой мужчина напутствует нас на учение, на получение знаний. Директор был мягкого характера, незаметен в школьных коридорах. И вдруг, в конце года в декабре месяце на очередной школьной линейке нам представляют нового директора школы.

На тот момент моя мама, Бородина Раиса Павловна, была завучем школы, она представила нового директора Куценко Михаила Гавриловича.

До шестого класса для нас директор был просто директором. На контрасте с бывшим директором, мы всегда замечали Михаила Гавриловича. Он никогда не кричал на детей, но его появление всегда провоцировало тишину вокруг. Энергетика его была колоссальной. 

У здания старой школы в сентябре на линейке.Первая линейка Михаила Гавриловича в Фоминовской школе. 1970 год.

Куценко Михаил Гаврилович стал директором Фоминовской восьмилетней школы в 1969 году. До него в школе директорствовали Алпатов, Скрынников М.С., Миграбов. Вновь прибывший директор сразу стал хозяином в школе, активно взявшись за порядок в ней. Многие считали, что приезжие долго не удержаться, но как глубоко они ошибались. Михаил Гаврилович с семьёй остался в хуторе до самой смерти.

Рождение и детство Михаила Гавриловича

Тысяча девятьсот двадцать четвёртого года в небогатой крестьянской семье родился мальчик Миша. Случилось это десятого ноября в хуторе Куприянов. В прошлом этот хутор дал своё имя сельскому совету в хуторе Фомине. Куприяновский сельский совет существовал до перестройки в стране Советов.

Сейчас от хутора Куприянов не осталось даже вешки.  А ведь в былые времена хутор Куприянов был достаточно большим, население его в основном составляли казачьи семьи. О том, где хутор находился, знают старожилы Фомина, да те, кому это место показывали. Вот в этом хуторе и появился Михаил.

После организации в хуторе колхоза имени Будённого, семья Куценко вступила в колхоз не раздумывая. Многие малоимущие семьи понимали, что в коллективности смогут найти поддержку и помощь.

Механизации на сёлах в то время было очень мало, поэтому крестьяне занимались в основном тяжелым ручным трудом. Дети в семьях с малых лет привлекались к труду. Помогать взрослым с малых лет было традицией в крестьянских семьях. Такая же участь уготована была и маленькому Михаилу.

Отец брал его подсобить на свою работу воловника, ухаживать за рабочими волами. Главная тягловая сила всех сельскохозяйственных орудий труда в колхозе требовала бесперебойного ухода. Ведь колхоз без волов, что автомобиль без двигателя. Уход за животными был делом ответственным и важным. Михаил всё свободное время во всем помогал отцу.

Наряду с этим он учился в школе, был старательным учеником, что подтверждалось его отличными оценками.

Мечта паренька из глубинки

Шло время. Страна кипела стройками, куда охотно ехала молодёжь. Ей покорялись удивительные высоты. В труде ставились рекорды за рекордами. Открылись двери множества учебных заведений, приглашая молодых овладевать различными профессиями.

У Михаила тоже была мечта стать лётчиком, взлететь на своём крылатом друге высоко в небо. Военная авиация стала целью в жизни Михаила. Для достижения этой цели требовалось обучение. В 1939 году Михаил окончил обучение в Шебалинской семилетней школе. а затем продолжил учёбу в средней школе конезавода под присмотром старшего брата.

Мечта паренька из далёкого села.На таких самолётах мечтал летать Михаил

Дальнейшая судьба складывалась, как нельзя, лучше. Ростовская спецшкола Военно-воздушного флота приняла на учёбу курсанта Михаила Куценко в 1940 году. Казалось, его мечта рядом, и он скоро поднимется в небо, управляя самолётом. К великому сожалению, мечты были разрушены начавшейся войной.

Солдат Михаил Куценко

Стремительное приближение фронта осенью 1941 года к Ростову-на-Дону, повлияло на судьбу будущих лётчиков. Здание спецшколы было отдано под госпиталь, а курсантов отправили по домам.

Михаилу только что исполнилось семнадцать лет. По примеру других сверстников он прибавил себе год и добровольцем ушёл на фронт. Часть, в которой начал свою военную службу Михаил, после кратких курсов подготовки военного дела, отправили в июле 1942 года в Сталинград, где она и заняла огневой рубеж в районе Мамаева кургана.

Не знал тогда ещё паренёк из хуторка в степи, в какую преисподнюю он угодил.

Участие в боях под Сталинградом

В междуречье Волги и Дона развернулась самая ожесточённая по своему размаху, по количеству участников и боевой техники, а также стратегической и тактической значимости Сталинградская битва. Эта битва превзошла предшествующие ей сражения Второй мировой войны.

В Сталинградской битве на отдельных её этапах участвовали с обеих сторон одновременно более двух миллионов человек, более двух тысяч танков, две тысячи самолётов, двадцать шесть тысяч орудий и миномётов.

Военная мясорубка сметала всё на своём пути, не разбирая не своих ни чужих. В такой атмосфере оказался наш земляк, молодой, неопытный мальчишка, Михаил Куценко.

Гитлеровские войска рвались к Волге и двенадцатого сентября вплотную подошли к Сталинграду. Оборону города держала 62-я армия генерала В.И.Чуйкова, а южные районы города обороняла 64-я армия генерала С.К.Шумилова. Ожесточённость и тяжесть в этих боях пала на 62-ю армию.

350 танков в составе вражеских группировок двинулись на город. Упорная и напряжённая битва противоборствующих сторон продолжалась день и ночь, вплоть до начала февраля.

В составе 1045 стрелкового полка 62-й армии был рядовой Михаил Гаврилович Куценко.

Принятие военной присяги проходило под грохот канонады в самый разгар боёв под Сталинградом 3 августа 1942 года. В день своего совершеннолетия Михаил получает первую боевую награду медаль «За отвагу». Михаил получил награду за взятия в плен «языка», показания которого оказались ценными для командования.

Выписка из приказа об награждении

Наградить красноармейца стрелка 1-го взвода Куценко Михаила Гавриловича. 12 ноября 1942 года, находясь в боевом охранении на скатах высоты 102, заметил идущих фрицев. Решение т. Куценко забросать гранатами и захватить "языка". Куценко метнул гранаты. В результате один был убит, один ранен.Оставшиеся в панике бежали. Т. Куценко с т. Войтовым под сильным обстрелом нагнали бегущего фрица, захватили и доставили в КПБ-4А. 1924 года рождения, беспартийный, русский. Призван Заветинским РВК Ростовской области.

Выписка из приказа о награждении медалью "За отвагу".Выписка из приказа о награждении. Материал сайта "Память народа"

Вспоминая битву под Сталинградом, Михаил Гаврилович давал оценку действиям врага. Говорил, что немцев можно было просчитать по их пунктуальности, что приводило их к неприятностям, потому что предугадывались поведенческие нормы.

Каждое утро до восьми часов была тишина. Фашисты завтракали. Потом ураганным огнём артиллерийских и миномётных орудий атаковались боевые позиции советских войск. Артобстрел был только началом вражеской атаки, которая продолжалась налётом авиации.

Черные мессершмитты, хейнкели, юнкерсы, как вороньё застилали небо своими крыльями, сеяли бомбами, поднимая землю на дыбы. Остаться в живых после такой бомбёжки было невероятно сложно. Только идущие в атаку вражеские цепи встречал шквал губительного огня красноармейцев.

Ряды гитлеровцев охватывал животный страх перед самоотверженными защитниками города. Ужас от мысли, что русские бессмертны, заставлял бежать с поля битвы.

Рассказывая о тех событиях Михаил Гаврилович замолкал, потом устало говорил: «Нет, мы были простыми смертными. Рядом гибли боевые товарищи, однополчане. Презирать смерть и идти в бой нам помогала любовь к родной земле, которая у каждого была где-то далеко, и тут рядом, под горячими телами в пропитанных потом гимнастерках. Лютая ненависть к врагу все больше разжигала жажду мести за бесчисленные беды»

Священным лозунгом стали для защитников Сталинграда слова «За Волгой для нас земли нет!»

Операция «Перехват»

Михаил Гаврилович поведал о сражении, участником которого он был. На правом берегу Волги находились резервуары с нефтью. Разбомбить их не стоило никакого труда, но немцы откладывали бомбёжку, надеясь в будущем захватить нефть. Победа ускользала из рук гитлеровцев.

С самолётов зажигательными бомбами фашисты подожгли цистерны с нефтью. Адский огонь вырвался наружу, пожирая все, что находится рядом. От взрывов нефть лилась рекой по земле, достигая Волги. Но и там она не переставала гореть, извиваясь горящими змеями по воде.

Чёрный дым в мгновение превратил день в ночь. Фашисты решили воспользоваться суматохой, мраком от чёрного дыма и захватить штаб армии. Планам гитлеровцев не суждено было сбыться.

Проникшую немецкую группировку в расположение войск Красной армии было поручено уничтожить роте, в которой служил Куценко. Сложность задания состояла в том, что немцы могли быть переодеты в гражданскую одежду. В связи с этим был дан приказ останавливать для проверки всех, кто будет находиться в районе предположительного нахождения противника.

Во время прочёсывания местности Михаил Гаврилович увидел, как из развалин появился высокий мужчина в гражданской одежде. На оклик: «Стой!», незнакомец не отреагировал, а продолжил свой путь, ускоряя шаг.

Решать надо было быстро, поэтому рядовой Куценко незамедлительно выпустил по нему автоматную очередь. Подбежав к убитому, Михаил обнаружил под пальто немецкий автомат и форму немецкого унтер офицера.

Первое ранение

Война постоянно забирала боевых товарищей, смерть не щадила никого. Михаил долгое время оставался целым и невредимым. Беда обходила его стороной.

Командованием армии было решено послать в тыл врага группу бойцов, чтобы в нужный момент ударить по врагу для внесения паники и сумятицы в стане фашистов. В эту группу попадает и Куценко Михаил.

Намеченный пункт лежал через простреливаемый участок немецким пулемётчиком, который не давал высунуть носа. Враг укрылся в подвале разрушенного дома, откуда достать его не представлялось возможности.

Командир группы поручил решить эту проблему Михаилу. Под покровом вязкой темноты, рядовой Куценко незаметно подкрался к вражеской амбразуре и двумя гранатами взорвал пулемётное гнездо. Назойливый пулемёт замолчал, но на помощь ему пришел другой, который полыхнул огнём в ночи из соседнего дома.

Незамедлительно Михаил упал на покрытую снегом землю, но укрыться от ливня пуль не успел. Помнит только сильный удар в затылок, потом потерял сознание. Верные товарищи вынесли Михаила из-под огня, дотащили к своим, где он был срочно отправлен в госпиталь.

Молодость помогла Михаилу справиться с тяжёлым ранением. Как он сам говорил, что ещё с большой силой хотелось вернуться в строй и гнать фашистов с родной земли.

такие справки выдавали раненым бойцам в госпитале.Справка о первом ранении

Так в свои восемнадцать лет проводил Михаил время. Сначала в боях, потом на кровати в госпитале с тяжёлым ранением в голову. Лечиться пришлось более трёх месяцев: с восемнадцатого декабря тысяча девятьсот сорок второго года по девятнадцатое марта тысяча девятьсот сорок третьего года.

Вторая награда

Сталинградская битва продолжала сотрясать мир своими событиями, за которыми следили от мала до велика на всей планете Земля, потому что именно здесь решался исход войны.

Советское Верховое Главнокомандование овладело стратегической инициативой и стало диктовать врагу свою волю. Победа под Сталинградом дала началу освобождению нашей страны от гитлеровских захватчиков. Руководство страны высоко оценило подвиг защитников Сталинграда.

От имени Президиума Верховного Совета СССР медаль вручена Куценко М.И.Удостоверение о награде медалью "За оборону Сталинграда"

В связи с этим десятки тысяч солдат и офицеров удостоились правительственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» был награждён Михаил Гаврилович Куценко в числе более семисот тысяч участников величайшей битвы.

Танковый командир

До великой Победы в мае 1945 года оставалось ещё больше двух лет. Война продолжалась, а Михаила Гавриловича после госпиталя направляют на краткосрочные курсы младших лейтенантов в городе Тамбове. Судьба повернула так, что Михаил начал служить в 16-й гвардейской танковой бригаде. Ещё одно грандиозное сражение пришлось испытать Михаилу.

На фото М.Г. Куценко после ранения. 1

Редкая фотография военных лет.М.Г. Куценко после ранения. 1943 год.

В составе танкового соединения Михаил Гаврилович Куценко сражался на Курской дуге. В учетно-послужной карточке к военному билету есть запись, что он был командиром отделения экипажа средних танков.

В комсомольском билете дата вступления в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи – сентябрь 1943 года, а билет выдан политотделом 16-й гвардейской танковой бригады.

Вступление в партию или комсомол надо было заслужить, что и сделал Михаил своим честным служением Родине. Участник двух великих битв, Сталинградской и Курской дуги стал примером для однополчан.

Чудом сохранившийся комсомольский билет рядового Куценко М.Г.Комсомольский билет Михаила Гавриловича

Танковый экипаж Михаила Гавриловича продолжил свой путь на запад, принял участие в освобождении Украины и Белоруссии. До 3 июля 1944 года Михаил Гаврилович не получил ни единой царапины. Но в ожесточённых боях за город Кёнигсберг Михаил снова был тяжело ранен.

В госпитале пробыл до 3 ноября 1944 года. 4 месяца восстанавливался гвардии сержант Куценко. После госпиталя военной комиссией был признан негодным к военной службе.

гвардии сержант Куценко М.Г. получил осколочное ранение в поясницу.Справка о втором ранении

В наградном списке воина несколько медалей. Последнюю воинскую награду Куценко М.Г. получил по окончании войны.

Ценой здоровья получено это удостоверение за участие в Великой Отечественной войне.Удостоверение на медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

  • две медали «За отвагу»;
  • медаль «За оборону Сталинграда»;
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;

Путь учителя Куценко М.Г.

Война для Михаила закончилась, после госпиталя он возвращается домой, чтобы начать мирную жизнь.

Вернуться к карьере летчика невозможно из-за здоровья. Надо получать новую профессию и жить дальше. Принято решение начать учёбу в городе Пролетарске в педагогическом училище на заочном отделение. Учился 1946-1949 годы.

Параллельно обучению Михаил Гаврилович начал трудовую деятельность в Шебалинской школе учителем физкультуры, проработав физруком три года.

Следующий этап в педагогической деятельности стал переход в 1948 году заведующим Крыловской начальной школы. Именно здесь Михаил Гаврилович убеждается в своём педагогическом призвании. Работает здесь до 1953 года.

Путь директора

В 1952 году он принимает решение поступить в Ростовский государственный университет на географическое отделение, который окончил с отличием.

Молодого перспективного директора приглашают на роль директора в Ново-Беляевскую семилетнюю школу, где он стал преподавать географию.

В 1957 году школу в Ново-Беляевке расформировали, а Михаил Гаврилович назначен директором в Кичкинскую семилетнюю школу. Кичкинский период продлился десять лет. Михаил Гаврилович много сделал для школы, стал уважаемым человеком на селе.

Многим семьям помог в решении вопроса по воспитанию детей, как педагог и просто как человек. С теплотой и любовью отзываются о нём жители хутора Кичкин. Как на фронте для выполнения трудных заданий отправляли Михаила Гавриловича помочь в налаживании работы в другие школы.

После Кичкинской школы в 1967 году назначает отдел народного образования Куценко Михаила Гавриловича директором Никольской восьмилетней школы имени Колесова, в которой он работал до декабря 1969 года.

Отсюда его путь лежал в хутор Фомин, директором восьмилетней школы.

Фоминовский период

 Школа в этот период переживала тяжелые времена. В селе было много школьников, поэтому учились в две смены. Большая проблема была с размещением учеников. В одном здании ученики не умещались, поэтому с основным зданием школы было еще одно, небольшое здание, где учились начальные классы в первую смену и старшие во вторую. Мне также пришлось учиться в этой маленькой школе, а потом в большой.

Остро стоял вопрос с кадрами, нехватка учителей сказывалась на тех, кто работал в школе. Начинали учителя рабочий день в восемь утра, а заканчивали к семи вечера. Такой режим не устраивал учителей, потому что в основном были женщины.

У всех семьи и свои дети, которым надо было уделять внимание. А дома приходилось проверять тетради по 30-40 штук. С дисциплиной у многих учеников совсем не ладилось. В таком состоянии принял школу новый директор.

Не испугался трудностей бывший фронтовик. В кратчайшие сроки наладил дисциплину, организовал педвсеобуч для родителей. Огромную работу провел по сплочению коллектива учителей. Благодаря ему ездили путешествовать в разные города по России. Коллектив побывал в Ленинграде, Волгограде, Москве.

Стало традицией проводить КВНы с командой совхоза. Помню эти игры в клубе. Собирался весь хутор до единого человека, яблоку негде было упасть. Накал страстей доходил до сумасшествия. Зрители делились на две части и дружно болели, а строгое жюри выносило вердикт.

Учительский коллектив проводил вечера, собирались в школе семьями. Меня не с кем было оставить дома, и меня брали в школу с собой. Оставалась я в кабинете Михаила Гавриловича. Он мне разрешал печатать на печатной машинке, но я тайком шастала по всему кабинету. Ведь так интересно было обследовать кабинет директора для маленькой девочки.

В коллективе Михаил Гаврилович был не только директором, но и душой компании. Слыл первоклассным рассказчиком, умел с толком все организовывать, как будто учился этому сложному делу. Не гнушался с коллективом и песню запеть и станцевать. Всё делал с огоньком и задором, и другим помогал верить в лучшее.

С самого первого дня работы в Фоминовской школе Куценко задумался над вопросом строительства новой школы. Учиться в тесных стенах настоящей школы было сложно. Ученики подтягивались из соседних хуторов после окончания начальных классов.

В интернате проживало более ста детей из других сёл. Хутора Потапенко, Алексеев, Южная отправляли детей в Фомин.

Началась трудная и долгая дорога к строительству новой школы. Сколько сил и здоровья потратил директор на решение этого вопроса, не знает никто, кроме его семьи.

Итогом колоссальных усилий стало появление нового здания школы в марте 1975 года. Это было типовое здание восьмилетки, но используя свои связи и авторитет, Михаил Гаврилович открыл среднюю школу. Теперь для получения среднего образования не надо было ехать в Заветное, жить там в интернате или на квартире.

На фото средняя школа хутора Фомина. 1975 год.

Фоминовская средняя школа открыла свои двери.Средняя школа хутора Фомина. 1975 год.

В новых стенах школы ввели кабинетную систему, когда школьники на каждый урок ходили в определённый кабинет. Все кабинеты оснастили новой мебелью, за которой тоже надо было ездить, договариваться, добиваться финансирования. Лучшим образом оснастили кабинеты химии и биологии, физики, иностранного языка и обслуживающего труда, который стал самым лучшим кабинетом в районе.

До 1981 года пробыл на посту директора Фоминской школы фронтовик, учитель с большой буквы, прекрасный человек, коллега.

Семья Михаила Гавриловича Куценко

Начиная трудовую деятельность в Шебалине, Михаил Гаврилович познакомился с красивой высокой девушкой Лидией, которая стала его женой и соратницей. Лидия Васильевна также заочно училась в Пролетарском педагогическом училище. В Шебалинской семилетней школе она работала учительницей начальных классов. В других хуторах она продолжала работать в начальных классах.

У семейной пары Куценко родились трое детей – две дочери и сын. Родители стали для детей примером.  Дочери Валентина и Вера, как и их родители, выбрали себе нелёгкий путь педагога. Обе окончили Ростовский педагогический институт и посвятили свою жизнь работе с детьми.

Жена и дети участника войны.Семья Куценко М.Г.

Я была ученицей у Веры Михайловны Куценко (Сотникова). Благодаря её педагогическому дару я без труда сдала экзамен по химии. Вера Михайловна настолько увлечённый человек, что приглашала к себе домой девчонок, чтобы научить печь блины и торты. Для нас, учениц, эти походы были невероятным событием в жизни.

Сын Михаила Гавриловича и Лидии Васильевны Александр выбрал себе профессию военного. Служба его в Российской армии стала продолжением военного прошлого отца. Отец защищал страну в годы Великой Отечественной войны, сын охраняет её в мирное время.

Видео «Отзывы, воспоминания о фронтовике, учителе, директоре, наставнике Куценко М.Г.»

Почтить память Михаила Гавриловича своим рассказом о нём сможет каждый. Пишите свои случаи из жизни этого человека, и ваш рассказ появится в статье под заголовком «Истории о директоре школы». Скачать статью о о М.Г. Куценко можно тут.

Воспоминания о Михаиле Гавриловиче

Мои школьные годы пришлись на годы директорства Михаила Гавриловича. Он преподавал у нас географию. Первые уроки географии начались в шестом классе.

Как сейчас помню появление Михаила Гавриловича в классе. Неспешной походкой зашел в класс. Под мышкой держал журнал с учебником и указку. Положил предметы на стол и спокойно сказал: «Здравствуйте, дети».

Тишина стояла идеальная. Он сел за учительский стол и стал спокойно рассказывать нам, что мы будем изучать на географии, объяснил правила подготовки к уроку и как будем изучать карту.

Все мои одноклассники знали карту на зубок. Гонял он нас по ней нещадно. Если ты знал отлично урок, но ошибался по карте, оценку снижал. Из-за этого мы на перемене проверяли друг друга у карты по сто раз. Задавая вопросы ученику у доски, он всегда хитро прищуривался, подыскивая каверзные вопросы.

Мы знали, что будет спрашивать по мелочам, докапываться до всех тонкостей, поэтому учили предмет как следует. Потом заметили у Михаила Гавриловича одну слабость, он любил спрашивать тех, кто поднимает руку. Решили воспользоваться этим фактом.

После урока, получив домашнее задание, мы распределяли параграф по пунктам, и решали, кто какой пункт будет отвечать. Тогда получалось, что учить надо только один пункт из параграфа, а не весь. К тому же учить выпадало не на каждый урок, а через пару –тройку уроков.

Схема прошла два урока. Руки поднимали те, кто готовил, а остальные сидели как мыши. Михаил Гаврилович просёк этот финт, и на другом уроке первый поднявший руку для первого пункта вышел к доске, не помню кто был, но учитель сказал, что давай начнём со второго пункта.

Начать было не с чего. Схема провалилась. География осталась в наших головах навсегда. В школе мне самой пришлось пройти переподготовку и преподавать географию целых двенадцать лет, потому что не было учителя географии.

Михаил Гаврилович всегда уходил со школы последним. Проверял все кабинеты по этажам, выпроваживал задержавшихся по каким-либо причинам школьников. В старших классах мы имели привычку прятать портфели за батареями, чтобы не носить домой.

Портфели были раздуты, потому что там были все учебники и тетради на все случаи жизни. Домашку делали на переменах по-быстрому. Так вот эти портфели Михаил Гаврилович собирал по всей школе и складывал у входной двери большой горой. На линейке нас песочили, но мы продолжали прятать их.

В одно прекрасное утро портфелей не оказалось в школе, их отнесли в кочегарку и убрали. На уроки пришлось идти без портфелей. Такая ситуация привела к проблемам, получили двойки. Только после этого мы перестали так делать.

У Михаила Гавриловича с нерадивыми учениками разговор был коротким:

«Родителей вызову, и к чёртовой матери через бугор бабочек ловить!»

Что было за бугром и где этот бугор мы не знали, но боялись туда попасть.

Помню случай, когда была дежурной по классу со своим соседом по парте. В конце дня мы в классе подметали и мыли полы. Договорились, что я подмету, а он помоет. Только одноклассник смылся после процесса подметания. Я погналась за ним, с полным мусора, совком.

Догнать я его уже не могла, и когда он спускался по лестнице, я сверху высыпала мусор. Парнишка ускользнул, а мусор пролетел прямо перед директором, Михаилом Гавриловичем. Бежать не было смысла, везде тупик на втором этаже. Я стояла с совком и судорожно подбирала оправдательную речь.

Михаил Гаврилович поднялся ко мне на второй этаж и …прошёл мимо. Потихоньку я спустилась вниз и всё убрала. Стыд за этот поступок не отпускал меня долго. Если бы он меня отругал, я бы забыла быстро про этот случай. А он сделал так, что я корила себя и обвиняла долгое время. Я рассказываю это к тому, чтобы вы понимали, каким педагогом был Михаил Гаврилович.

В 1979 году мы оканчивали школу. На последний звонок надо было прийти с цветами. Тогда цветы нигде не продавали, поэтому ходили по дворам, у кого просили, а у кого и приворовывали. Во дворе Куценко рос огромный куст пиона. Как раз к 25 мая он расцвёл, весь усыпанный нежно-розовыми цветами.

Просить побоялись, а вот поздним вечером полезли сорвать. Пара цветов была сорвана, но лающий пес вызвал хозяина на крыльцо. Один цветок я уронила, мальчишки зашипели, чтобы быстрее сматывалась.

Перед торжественной линейкой Михаил Гаврилович позвал меня в кабинет и поздравил с последним звонком, а потом подарил тот оброненный цветок. Горела я огнём три дня. Вот так без слов мог воспитывать нас Михаил Гаврилович.

Тридцать семь лет жизни посвятил Куценко Михаил Гаврилович педагогической деятельности. Из них тридцать один год – на посту директора школы. Ученики и учителя уважали его, ценили. За отцовским советом шли к нему родители учеников.

Многих проказников он поставил на путь истинный. С благодарностью вспоминают о нём, как об учителе и человеке. Много сил и душевного тепла он отдал и своим коллегам, которые не раз обращались за советом и помощью.

В 1994 году после тяжелой болезни ушел из жизни замечательный человек и учитель, наставник многих хуторян Куценко Михаил Гаврилович. Провожать в последний путь пришли все жители села. Сентябрь ронял не только листву, он потерял одного из лучших фронтовиков страшной войны, педагога с большой буквы и просто прекрасного человека.

18 комментариев

Аватар комментатора Надежда Суслова Автор: Надежда Суслова

Добрая память остается в сердцах о Куценко Михаиле Гавриловиче, замечательном человеке. Помним и чтим память о учителе и наставнике .

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Надежда, считаю, что нам повезло учиться у таких людей.

Аватар комментатора Наталья Пожидаева Автор: Наталья Пожидаева

Спасибо за рассказ о директоре школы. Я сейчас пишу о своей маме. Она проработала в нашей школе 48 лет учителем математики. Спасибо за подробный рассказ о Педагоге с большой буквы. К таковым относится и моя мама. Надеюсь потом на ваш отзыв.

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Наталья. я как и вы была дочерью учительницы, только русского языка и литературы. Потом мама мне говорила, что хотела быть математиком, но школе нужен был учитель русского языка, и она поступила на филфак. Написать о маме надо. Я уже написала, но статью не могу выложить из-за отсутствия фото. Нахожусь не дома. Статью о вашей маме обязательно почитаю, потому что сама проработала в школе 35 лет.

Аватар комментатора Наталья Пожидаева Автор: Наталья Пожидаева

Елена Бородина, пишу, перебираю фото, восстанавливаю в памяти её рассказы о детстве. Надеюсь больше охватить по времени. В поселке ещё остались её ученики, попробую к ним подойти, поговорить.

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Наталья, а учеников можно задействовать не только тех к то в поселке остался. Сейчас прогресс позволяет общаться со всеми, где бы они не жили. Надеюсь, что у вас обязательно наберется информация.

Аватар комментатора Наталья Пожидаева Автор: Наталья Пожидаева

Елена Бородина, После первого выпуска моего "шедевра" в ОК писала мои односельчане "про наш поселок" отзывы. А уж о маме, думаю, будут обязательно отзывы. Когда она ещё была жива, её поздравляли с днем рождения. Но сейчас я думаю, не найду эти поздравления, прошло уже 6 лет, как её нет.

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Наталья, воспользуйтесь моим способом собрать отзывы о маме, как я сделала в видео о нашем директоре школы в этой статье.

Аватар комментатора Наталья Пожидаева Автор: Наталья Пожидаева

Елена Бородина, да, очень интересно получилось. Всё равно надо составить план, ну хотя бы набросать вопросы, о чем бы они рассказали. Хотя о человеке можно сразу вспомнить , когда с ним проработал не один год , а ученику, что она как минимум проучила его с 5 по 8 класс. Спасибо, мне понравилось. Это сделано через камтасию?

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Наталья, каждый ученик по своему будет вспоминать, если задавать вопросы по плану, то не все смогут сообразить, что сказать. Лучше, когда говорят, что на душу ляжет. Я делала видео в Камтасии. Хотела, чтобы прислали видео воспоминания, но не все согласились. Вот и сделала аудиозапись. Людям понравилось. Сообщите о появлении вашей статьи.

Аватар комментатора Наталья Пожидаева Автор: Наталья Пожидаева

Елена Бородина, вы оказали мне неоценимую поддержку, огромное спасибо. Я привыкла досконально всё расписывать, иногда просто сама на себя злюсь: не надо с такими подробностями. А с другой стороны все события связаны между собой. Да, зайду в ОК, там многие наши односельчане, которые в ближнем зарубежье, тепло отзываются, надо попросить их хотя бы написать, а может кто и голосовое пришлет. Спасибо за подсказку.

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Наталья, рада была вам помочь. Чувствую, что ваша боль от утраты мамы еще не прошла. Статья о ней успокоит её душу и вашу. Я когда-то в школе делала выпускной вечер. как организатор. Так вот я со сцены сказала, что посвящаю этот вечер маме. После этого мне стало настолько легко на душе и на сердце. что все раны от утраты затянулись.

Аватар комментатора Наталья Пожидаева Автор: Наталья Пожидаева

Елена Бородина, вот и я с этой мыслью пишу. Такое впечатление, что я ещё что-то для неё должна сделать. Вот давно уже наметила написать, всё думала где выложить (это ещё было до блога). Теперь однозначно пишу для того, чтобы оставить память о ней. Думаю, всем легче станет.

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Наталья, хорошо, что вы это понимаете. Не забывайте, что память о маме всегда будет в вашем сердце. а это больше, чем все вместе взятые миры.

Аватар комментатора Антон Автор: Антон

Хороший директор это подовина успеха деятельности школы. Мне не пришьось учиться при нем, но уже учеником мног раз слышал о его методах. Светлая память ему.

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Спасибо за отзыв, приятно слышать, что о Михаиле Гавриловиче слышали те, кто у него не учился.

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

Завидую, что у кого то были такие директора. Нам повезло меньше. Была эенщина директором, бесконечно устраивала нам вендету. Родителей доводила. Таких директоров как у вас был сейчас мало найдешь. Спасибо, что храните память о таких людях. Читал с удовольствием.

Аватар комментатора Елена Бородина Автор: Елена Бородина

Не помню кто сказал, что народу достаются те правители, каких они заслуживают. Может в школах с директорами та же песня. На тот момент необходим был в вашей школе такой директор?

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение